Методические рекомендации по организации работы по
профилактике суицида среди детей и подростков в образовательном учреждении
Предупреждение
побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток у подростков
относится к одной из первоочередных обязанностей родителей, воспитателей,
администрации и педагогов школ, школьных педагогов-психологов.
1. Принципы профилактики суицидального поведения:
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого человека.
Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности участников образовательного процесса.
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности ребенка.
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
2. Три взаимосвязанных направления в профилактике суицида:
1). Просвещение родителей, которое осуществляется в виде лекций, бесед, интерактивных занятий, ролевых игр и включает три взаимосвязанных направления. Первое направление посвящено ознакомлению родителей с той ролью, которую играют внутрисемейные взаимоотношения в возникновении и закреплении тревожности ребенка
(рассматриваются такие причины, как конфликты, общая атмосфера в семье, отношение родителей к ребенку и к его возможностям, особенности требований). Второе направление касается влияния на детей страхов и тревог близких взрослых, из общего эмоционального самочувствия, их самооценки.Третье направление демонстрирует значение развития у детей уверенности в собственных силах, ощущения собственной значимости.Основная задача такой работы - формирование у родителей представления о
том, что им принадлежит решающая роль в профилактике тревожности у детей.
2). Просвещение педагогов. Здесь значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние оказывает тревожность на развитие личности ребенка, успешность его деятельности, его будущее. Особое внимание уделяется формированию правильного отношения к ошибкам, умению использовать их для приобретения жизненного опыта. Кроме того, необходимо создавать жизнеутверждающее пространство в школе, поддерживать атмосферу, дружественную к ребенку.
3). Работа с детьми и подростками, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, адекватности переживаемых эмоций, умений вести себя в трудных ситуациях, в случае неуспеха. Особое значение при коррекционной работе отводится индивидуальным «зонам уязвимости», характерным для конкретного ребенка. Важное место занимает подготовка детей к новым обстоятельствам, снижение неопределенности ситуаций через предварительное ознакомление их с содержанием и условиями этих ситуаций, обучение конструктивным способам поведения в них, обсуждение возможных трудностей через все основные направления деятельности.
3. Правила организации профилактики суицида среди школьников:
В работе по профилактике суицида среди несовершеннолетних необходимо:
- неукоснительно соблюдать педагогическую этику, культуру и такт;
- знать возрастную психологию и психопатологию, а также соответствующие приемы индивидуально-педагогического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;
- выявлять контингент группы риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;
- осуществлять активный патронаж семей, в которых проживают учащиеся группы риска, с использованием различных приемов, в том числе семейной психотерапии, с оказанием консультативной помощи родителям и психолого-педагогической помощи детям;
- не разглашать факты суицидальных случаев в ученических коллективах;
- рассматривать угрозы самоубийства в качестве признаков повышенного суицидального риска;
- усилить внимание родителей к порядку хранения лекарственных средств, а также к суицидогенным психологическим факторам;
- проводить при необходимости консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром;
- формировать у учащихся такие понятия, как «ценность человеческой жизни», «смысл жизни», а также индивидуальные приемы психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;
- повышать стрессоустойчивость путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирования готовности к преодолению ожидаемых трудностей.
Таким образом, для создания системы профилактики суицидов среди детей и подростков необходим комплекс организационно-педагогических мер, который обеспечивает реализацию принципов гуманизации в воспитании и образовании.
4. Уровни профилактики суицида в образовательной среде
Первый уровень – общая профилактика.
Цель - повышение групповой сплоченности в школе (классе).
Мероприятия:
1. Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь.
2. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.
Задачи педагогического коллектива на данном этапе:
- изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;
- создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в образовательном процессе, как и в период трудной жизненной ситуации (составление плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся, индивидуального маршрута);
- привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты, законных прав и интересов ребенка;
- формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей;
- привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
Второй уровень – первичная профилактика
Цель - выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.
Мероприятия:
1. Диагностика суицидального поведения. Проводится на основе инвариантного блока диагностического инструментария с применением вариативных составляющих.
2. Индивидуальные и групповые занятия с детьми «группы риска», оказание социальной поддержки, повышение самооценки, развитие адекватного отношения к собственной личности.
3. Классные часы, круглые столы, стендовая информация жизнеутверждающей направленности.
4. Разработка плана действий (индивидуального маршрута учащегося) в случае попытки самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действий при угрозе самоубийства и после самоубийства.
Задачи педагогического коллектива на данном этапе:
- выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите;
- работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние;
- оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния;
- сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации;
- изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями;
- повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации;
- включение созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в образовательный процесс (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план действий;
- определение своей позиции и перечня конкретных действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося покончить жизнь самоубийством и после самоубийства.
Третий уровень – вторичная профилактика.
Цель - предотвращение самоубийства
Мероприятия: оценка риска самоубийства.
Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (учащийся имеет средства совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).
Задачи педагогического коллектива на данном этапе:
- педагог-психолог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта для того, кто решился вступить в контакт с учащимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага;
- оповещение соответствующего учреждения (психиатрическая клиника), запрос о помощи;
- оповещение родителей.
Четвертый уровень – третичная профилактика.
Цель: Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.
Мероприятия: глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем.
Задачи педагогического коллектива на данном этапе:
- оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы);
- сотрудничество с другими организациями.
Ожидаемые результаты:
Организованная таким образом работа позволит:
- осуществлять социальную и психологическую защиту детей;
- снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток;
- организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде;
- продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий кризиса, посткризисное сопровождение.
5. Алгоритм действия в случае совершения суицида (попытки суицида)
1. Оказать первую медицинскую помощь.
2. Сообщить о случившемся родителям.
3. В течение дня подать сведения о подростке, совершившем попытку суицида (завершенный суицид) в Отдел образования (по формам 1, 2, 3, 4).
4. Провести внутришкольное расследование, выяснить все обстоятельства произошедшего случая.
5. В двухдневный срок подготовить пакет документов, копии которых передаются в Отдел образования:
1) Формы 1, 2, 3, 4 (электронный и бумажный вариант).
2) Объяснительные, акты по случаю совершения попытки суицида (завершенного суицида).
3) Характеристика семьи (полная, развернутая), описание работы классного руководителя с семьей.
4) Акт жилищно-бытовых условий.
5) Характеристика на учащегося (подробная, психологический статус пишет психолог).
6) Выписка по результатам психологической работы с классом за последний год (указать конкретные мероприятия, сроки проведения, приложить копии материалов
исследования).
7) Выписка по результатам воспитательной работы с классом (указать конкретные мероприятия, сроки проведения, приложить копии планов, протоколов и т.д.).
8) Анализ работы по выполнению Межведомственного плана мероприятий по профилактике суицида (указать конкретные мероприятия, сроки проведения, контроль за исполнением, рассмотрение вопросов и т.д.).
9) Копии документов:
- табели за последние 3 года;
- план мероприятий школы по профилактике суицида;
- справки ПНД, ОДН, ПМПК и т.д.;
- протоколы Советов профилактики, планы воспитательной работы, где отражена работа с данным ребенком;
- другие подтверждающие документы.
6. Составление профилактической или реабилитационной психолого-педагогической программы (индивидуального маршрута) внутри школы с учетом особенностей ситуации и личностных особенностей участников.
7. Консультация у врача-психиатра, юридическая консультация по вопросамсоздавшейся ситуации.
8. Анализ результатов проделанной работы, определение положительных и отрицательных моментов, внесение корректив в работу для повышения эффективности.
Прилагать индивидуальный маршрут к обязательной квартальной отчетности с указанием результатов.
В том случае, если попытка совершена вне учебного заведения, но вы владеете данной информацией, то из предложенного алгоритма исключаются первые два пункта алгоритма. Далее работа ведется в соответствии с вышеназванными пунктами.
В том случае, если попытка совершена вне учебного заведения и вы не владеете данной информацией, то из предложенного алгоритма исключаются первых три пункта. Далее работа ведется в соответствии с вышеназванными пунктами.
Вся работа проводится социально-психологической службой школы. Помните о необходимости соблюдения конфиденциальности информации, так как особенностью подросткового суицида является механизм «заражения».
6.Распределение должностных обязанностей между субъектами образовательного процесса в области профилактики суицида:
В учреждениях образования организацией системы профилактики суицидального поведения подростков занимается социально-психологическая служба, в состав которой входят заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель и другие представители в соответствии с Положением о социально-психологической службе.
В первый (скрытый) и второй (первичный) уровни профилактики в обязательном порядке включаются классные руководители, учителя-предметники, организаторы досуга, старшие вожатые, члены советов общественности, советов профилактики и другие участники образовательного процесса с учетом их профессиональных компетенций.
Деятельность по функциональным обязанностям в области профилактики суицида регламентируется должностными инструкциями и регулируется Планом работы школы
по профилактике суицида, ежегодно утверждаемым директором образовательного учреждения и составленным на основе нормативных документов вышестоящих организаций.
Функции членов образовательного процесса в профилактической работе:
1) Администрация школы:
- создает условия для продуктивного сотрудничества членов социально-психологической службы;
- обеспечивает общий позитивный настрой в школе, разнообразит образовательную среду;
- поддерживает стиль общения, предполагающий в коллективе школы спокойный, доброжелательный тон;
- формирует позитивную корпоративную культуру;
- следит за соблюдением правил педагогической этики в учебно-воспитательном процессе, принимает меры по устранению причин нарушения педагогической этики.
2) Заместитель директора по воспитательной работе:
- осуществляет деятельность на основе типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц, утвержденных Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338;
- осуществляет планирование и контроль деятельности старших вожатых, воспитателей групп продленного дня (ГПД), классных руководителей и педагогов дополнительного образования физкультурно-оздоровительного и художественно-эстетического цикла, в том числе в области профилактики суицида;
- координирует работу по созданию необходимой методической документации по воспитательной работе, по подготовке и проведению культурно-воспитательных мероприятий жизнеутверждающей направленности;
- осуществляет систематический контроль за качеством содержания и проведения воспитательного процесса, проводимого педагогическими работниками (классными руководителями), в том числе по профилактике суицида;
- организует контроль за индивидуальной воспитательной работой с детьми девиантного поведения;
- координирует взаимодействие представителей администрации, служб и подразделений учебного заведения, обеспечивающих взаимодействие с представителями общественности и правоохранительных органов, родителями и родительским комитетом организации образования.
- осуществляет деятельность на основе типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц, утвержденных Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года №338;
- разрабатывает комплекс психолого-педагогических мер по развитию личности учащихся через решение развивающих и воспитательных задач, затрагивающих мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу личности, а также сферу межличностных отношений и общения;
- координирует и контролирует работу всех членов социально-психологической службы;
- планирует и проводит родительские собрания и конференции по проблемным вопросам семейного воспитания;
- анализирует работу социально-психологической службы школы.
3) Классные руководители
- осуществляют деятельность на основе типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц, утвержденных Приказом Министра образования и наук Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338;
- проводят реализацию воспитательных задач жизнеутверждающей направленности с учетом особенностей классного коллектива;
- способствует формированию общей культуры личности обучающегося и их социализации через проведение классных часов и мероприятий жизнеутверждающей направленности;
- осуществляет индивидуальную работу с родителями или лицами, их заменяющими в случае попыток суицида (завершенного суицида) совместно с представителями социально-психологической службы;
- расширяет знания о ситуации, в которой находится ребенок;
- осуществляет постоянный контроль за посещаемостью и успеваемостью ребенка;
- посещает по месту жительства семьи учащихся;
- выявляет учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, и направляет запрос
в школьную социально-психологическую службу.
- составляет социальный паспорт класса;
4) Школьный педагог-психолог
- осуществляет деятельность на основе типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц, утвержденных Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338;
- составляет социальный паспорт школы;
- совместно с классными руководителями посещает семьи учащихся по месту жительства;
- выявляет категории учащихся группы повышенного риска (многодетные, малообеспеченные, неблагополучные семьи, дети, проживающие отдельно от родителей, семьи и дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию);
- организует и координирует совместную работу с организациями и учреждениями по поддержке семьи и детства;
- удовлетворяет запросы по консультированию, возникающие в ходе учебно-воспитательного процесса, оказанию помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- оказывает подростку социальную поддержку с помощью семьи, школы, друзей и т.д.
- осуществляет деятельность на основе Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц, утвержденных Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338;
1) по отношению к ребенку:
- проводит диагностические процедуры по выявлению группы риска с помощью специализированных методик;
- проводит работу по снятию негативных эмоций;
- помогает разобраться в чувствах и отношениях ребенка с окружающими, стимулирует при необходимости потребности в замене «значимых других» (референтных лиц и групп);
- обучает навыкам и умениям самоконтроля, преодоления стресса, поиска поддержки, ее восприятия и оказания;
- при необходимости включает ребенка в группу социально-психологического тренинга;
- организует психокоррекционные занятия по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии, по смене пассивной стратегии избегания
на активные жизненные стратегии.
2) по отношению к педагогам и родителям:
- информирует их о сущности суицида, особенностях суицидального поведения и предсуицидального синдрома, их проявлениях;
- помогает овладеть мерами по профилактике и коррекции суицидального поведения;
- стимулирует у педагогов развитие умений и навыков преодолевающего поведения, продуктивного межличностного взаимодействия;
- способствует развитию эмпатии, повышению самооценки изменению педагогических установок;
- удовлетворяет запросы по психологическому консультированию, возникающие в ходе учебно-воспитательного процесса.
5) Медицинский работник
- выделяет учащихся, требующих внимания педагогов, родителей, учащихся по состоянию здоровья.
6) Учащиеся
- обращаются за помощью к родителям, педагогам, классному руководителю, педагогу-психологу школы в неблагоприятных жизненных ситуациях.
7) Родители
- проводят профилактику депрессивных состояний у ребенка;
- наблюдают за развитием ребенка;
- создают условия для комфортного проживания;
- обеспечивают атмосферу доверительного общения с ребенком, использование конструктивных способов общения в конфликтных и трудных жизненных ситуациях;
- организуют и контролируют соблюдение ребенком режима дня.
При необходимости обращаются за консультацией к соответствующим специалистам.
7. Зоны контроля со стороны субъектов воспитательного процесса по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков:
1. Со стороны администрации школы:
- удовлетворенность и качество педагогической деятельности классных руководителей, их
включенность в жизнь каждого ребенка;
- удовлетворенность в качестве педагогической деятельности учителей - предметников, их стиль, включенность в предметную деятельность каждого ученика, характер оценочной деятельности;
- контроль за всеми формами организованной преступности в школах (наркотики, вымогательства, издевательства, бойкоты и др.);
- морально-психологический климат в педагогическом коллективе (отношение к учителям проецируется на отношение к ученику, безразличие к учителю рождает безразличие к ученику), атмосфера взаимопомощи, поддержки, культура педагогического труда, атмосфера включенности педагогов в жизнь ребенка;
- внутренняя открытая образовательно-воспитательная среда школы (работающие спортзалы, библиотеки, кружки, бассейны и т.д.)
2. Со стороны педагога-психолога:
- психологическое благополучие в семье и состояние взаимоотношений ребенка с матерью: доверие и любовь (в зону риска попадают дети и подростки, утратившие, прежде всего, искреннюю любовь матери);
- психологическое благополучие в отношениях с классным руководителем и другими педагогами, ведущими занятия (доверие и педагогический такт, в зону риска могут попасть дети и подростки, находящиеся у всех педагогов в «изгоях»);
- уровень успешности ребенка в учебной деятельности и переживание ребенком своей успешности и неуспешности (в зону риска могут попасть как хронически неуспешные, так и хронически успешные ученики);
- характер отношений со сверстниками: социометрический статус, референтные группы, их направленность и др. (в зону риска попадают хронические и временные «изгои»,
потерявшие контакты и поддержку со стороны сверстников);
- особенности личности и специфика эмоционального реагирования подростка на жизненные трудности: жизнеспособность, акцентуация характера, эмоциональные состояния, готовность к принятию помощи, депрессивность и др.
3. Со стороны классного руководителя:
- уровень доверия и уважение подростков к классному руководителю, уровень готовности к доверительным отношениям;
- структура семьи, характер взаимоотношений с матерью, материальное благополучие в семье, уровень доходов и выделяемые расходы на содержание ребенка, переживание ребенком своего материального благополучия или неблагополучия;
- анализ семейного воспитания, проблемы формирования характера и личности, доверительность отношений, характер переживаний родителями успешности или неуспешности ребенка в учебной деятельности;
- морально-психологический климат в классном коллективе, лидеры и их направленность, изгои и их морально-психологические состояния, референтные группы и их направленность;
- уровень успешности ребенка в учебной деятельности и отношение ребенка к ней, контроль за «взлетами» и «падениями», причины и отношение подростка к неудачам.
4. Со стороны родителей:
- контроль морально-психологического состояния, уравновешенности, прогноз качества расходования денежных средств, осторожность в получении необоснованных кредитов,
поддержание ресурсности;
- характер отношения к ребенку (ребенок – «цель» или «средство»);
- характер оказываемой помощи в ситуациях затруднения;
- контроль морально-психологического состояния у детей, их переживания, интимные мысли, уровень доверительности;
- характер потребностного воспитания, отношение к потребностям, вещам, отношение к деньгам, переживание фрустрации в удовлетворении потребностей, влияние референтной группы на отношение к вещам;
- случаи неуравновешенности, замкнутости, побегов из дома;
- референтная группа ребенка, возможная включенность в асоциальные группировки, характер влияния Интернета, возможные бойкоты, подверженность вымогательству, физическому насилию и моральному унижению.