«Ақмола облысы білім басқармасының  Жарқайың ауданы бойынша білім бөлімі Гастелло ауылының жалпы орта білім беретін мектебі» КММ
КГУ «Общеобразовательная школа села Гастелло отдела образования по Жаркаинскому району управления образования Акмолинской области»

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Методические рекомендации по организации работы по профилактике суицида среди детей и подростков в образовательном учреждении

14.02.2017

Методические рекомендации по организации работы по

профилактике суицида среди детей и подростков в образовательном учреждении

 

   

       Предупреждение

побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток у подростков

относится к одной из первоочередных обязанностей родителей, воспитателей,

администрации и  педагогов школ, школьных педагогов-психологов.

 

 1.      Принципы профилактики суицидального поведения:

Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого человека.

Принцип уникальности личности, состоящий  в признании индивидуальности участников образовательного процесса.

Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности ребенка.

Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.

Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

2.      Три взаимосвязанных направления в профилактике суицида:

1). Просвещение родителей, которое осуществляется в виде лекций, бесед, интерактивных занятий, ролевых игр и включает три взаимосвязанных направления. Первое направление посвящено ознакомлению родителей с той ролью, которую играют внутрисемейные взаимоотношения в возникновении и закреплении тревожности ребенка

(рассматриваются  такие причины, как конфликты, общая атмосфера в семье, отношение родителей к ребенку и к его возможностям, особенности требований). Второе направление касается влияния на детей страхов и тревог близких взрослых, из общего эмоционального самочувствия, их самооценки.Третье направление демонстрирует значение развития у детей уверенности в собственных силах, ощущения собственной значимости.Основная задача такой работы - формирование у родителей представления  о

том, что им принадлежит решающая роль в профилактике тревожности у детей.

  2). Просвещение педагогов. Здесь значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние оказывает тревожность на развитие личности ребенка, успешность его деятельности, его будущее. Особое внимание уделяется формированию правильного отношения к ошибкам, умению использовать их для приобретения жизненного опыта. Кроме того, необходимо создавать жизнеутверждающее пространство в школе, поддерживать атмосферу, дружественную к ребенку.

  3). Работа с детьми и подростками, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, адекватности переживаемых эмоций, умений вести себя в трудных ситуациях, в случае неуспеха. Особое значение при коррекционной работе отводится индивидуальным «зонам уязвимости», характерным для конкретного ребенка. Важное место занимает подготовка детей к новым обстоятельствам, снижение неопределенности ситуаций через предварительное ознакомление их с содержанием и условиями этих ситуаций, обучение конструктивным способам поведения в них, обсуждение возможных трудностей через все основные направления деятельности.

    3. Правила организации профилактики суицида среди школьников:

     В работе по профилактике суицида среди несовершеннолетних необходимо:

-     неукоснительно соблюдать педагогическую этику, культуру и такт;

-     знать возрастную психологию и психопатологию, а также соответствующие приемы индивидуально-педагогического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;

-     выявлять контингент группы риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;

-     осуществлять активный патронаж семей, в которых проживают учащиеся группы риска, с использованием различных приемов, в том числе семейной психотерапии, с оказанием консультативной помощи родителям и психолого-педагогической помощи детям;

-     не разглашать факты суицидальных случаев в ученических коллективах;

-     рассматривать угрозы самоубийства в качестве признаков повышенного суицидального риска;

-     усилить внимание родителей к порядку хранения лекарственных средств, а также к суицидогенным психологическим факторам;

-     проводить при необходимости консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром;

-     формировать у учащихся такие понятия, как «ценность человеческой жизни», «смысл жизни», а также индивидуальные приемы психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;

-     повышать стрессоустойчивость путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирования готовности к преодолению ожидаемых трудностей.

     Таким образом, для создания системы профилактики суицидов среди детей и подростков необходим комплекс организационно-педагогических мер, который обеспечивает реализацию принципов гуманизации в воспитании и образовании.

 

4. Уровни профилактики суицида в образовательной среде

Первый уровень – общая профилактика.

 

Цель - повышение групповой сплоченности в школе (классе).

Мероприятия:

1.    Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь.

2.    Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.

      Задачи педагогического коллектива на данном этапе:

-    изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;

-    создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в образовательном процессе, как и в период трудной жизненной ситуации (составление плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся, индивидуального маршрута);

-    привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты, законных прав и интересов ребенка;

-    формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей;

-    привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

Второй уровень – первичная профилактика

Цель - выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и  семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.

Мероприятия:

1.    Диагностика суицидального поведения. Проводится на основе инвариантного блока диагностического инструментария с применением вариативных составляющих.

2.    Индивидуальные и групповые занятия с детьми «группы риска», оказание социальной поддержки, повышение самооценки, развитие адекватного отношения к собственной личности.

3.    Классные часы, круглые столы, стендовая информация жизнеутверждающей направленности.

4.    Разработка плана действий (индивидуального маршрута учащегося) в случае попытки самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действий при угрозе самоубийства и после самоубийства.

Задачи педагогического коллектива на данном этапе:

-     выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите;

-     работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние;

-     оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния;

-     сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации;

-     изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями;

-     повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации;

-     включение созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в образовательный процесс (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план действий;

-     определение своей позиции и перечня конкретных действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося покончить жизнь самоубийством и после самоубийства.

 Третий уровень – вторичная профилактика.

Цель - предотвращение самоубийства

Мероприятия: оценка риска самоубийства.

Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (учащийся имеет средства совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).

Задачи педагогического коллектива на данном этапе:

-        педагог-психолог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта для того, кто решился вступить в контакт с учащимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага;

-        оповещение соответствующего учреждения (психиатрическая клиника), запрос о помощи;

-        оповещение родителей.

Четвертый уровень – третичная профилактика.

Цель:  Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.

Мероприятия: глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем.

Задачи педагогического коллектива на данном этапе:

-     оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы);

-     сотрудничество с другими организациями.

 Ожидаемые результаты:

Организованная таким образом работа позволит:

-  осуществлять социальную и психологическую защиту детей;

- снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток;

- организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде;

- продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий кризиса, посткризисное сопровождение.

5.      Алгоритм действия  в случае совершения суицида (попытки суицида)

1.        Оказать первую медицинскую помощь.

2.        Сообщить о случившемся родителям. 

3.        В течение дня подать сведения о подростке, совершившем попытку суицида (завершенный суицид) в Отдел образования (по формам 1, 2, 3, 4).

4.        Провести внутришкольное расследование, выяснить все обстоятельства произошедшего случая.

5.        В двухдневный срок подготовить пакет документов, копии которых передаются в Отдел образования:

1)      Формы 1, 2, 3, 4 (электронный и бумажный вариант).

2)      Объяснительные, акты по случаю совершения попытки суицида (завершенного суицида).

3)      Характеристика семьи (полная, развернутая), описание работы классного руководителя с семьей.

4)      Акт жилищно-бытовых условий.

5)      Характеристика на учащегося (подробная, психологический статус  пишет психолог).

6)       Выписка по результатам психологической  работы с классом за последний год (указать конкретные мероприятия, сроки проведения, приложить копии материалов

исследования).

7)      Выписка по результатам воспитательной работы с классом (указать конкретные мероприятия, сроки проведения, приложить копии планов, протоколов и т.д.).

8)      Анализ работы по выполнению Межведомственного плана мероприятий по профилактике суицида (указать конкретные мероприятия, сроки проведения, контроль за исполнением, рассмотрение вопросов и т.д.).

9)      Копии документов:

-     табели за последние 3 года;

-     план мероприятий школы по профилактике суицида;

-     справки ПНД, ОДН, ПМПК и т.д.;

-     протоколы Советов профилактики,  планы воспитательной работы, где отражена работа с данным ребенком;

-     другие подтверждающие документы.

6.       Составление профилактической или реабилитационной психолого-педагогической    программы (индивидуального маршрута) внутри школы с учетом особенностей ситуации и личностных особенностей участников.

7.       Консультация у врача-психиатра, юридическая консультация по вопросамсоздавшейся ситуации.

8.        Анализ результатов проделанной работы, определение положительных и отрицательных моментов, внесение корректив в работу для повышения эффективности.

 Прилагать  индивидуальный маршрут к обязательной квартальной отчетности с указанием результатов.

В том случае, если попытка совершена вне учебного заведения, но вы владеете данной информацией, то из предложенного алгоритма исключаются первые два пункта алгоритма. Далее работа ведется в соответствии с вышеназванными пунктами.

В том случае, если попытка совершена вне учебного заведения и вы не владеете данной информацией, то из предложенного алгоритма исключаются первых три пункта. Далее работа ведется в соответствии с вышеназванными пунктами.

Вся работа проводится социально-психологической службой школы. Помните о необходимости соблюдения конфиденциальности информации, так как особенностью подросткового суицида является механизм «заражения».

6.Распределение должностных обязанностей между субъектами образовательного процесса в области профилактики суицида:

В учреждениях образования организацией системы профилактики суицидального поведения подростков занимается социально-психологическая служба, в состав которой входят заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель и другие представители в соответствии с Положением о социально-психологической службе.

В первый (скрытый) и второй (первичный) уровни профилактики в обязательном порядке включаются классные руководители, учителя-предметники, организаторы досуга, старшие вожатые, члены советов общественности, советов профилактики и другие участники образовательного процесса с учетом их профессиональных компетенций.

           

Деятельность по функциональным обязанностям в области профилактики суицида регламентируется должностными инструкциями и регулируется Планом работы школы

по профилактике суицида, ежегодно утверждаемым директором образовательного учреждения и составленным на основе нормативных документов вышестоящих организаций.

            

Функции членов образовательного процесса в профилактической работе:

1)   Администрация школы:

-     создает условия для продуктивного сотрудничества членов социально-психологической службы;

-     обеспечивает общий позитивный настрой в школе, разнообразит образовательную среду;

-     поддерживает стиль общения, предполагающий в коллективе школы спокойный, доброжелательный тон;

-     формирует позитивную корпоративную культуру;

-     следит за соблюдением правил педагогической этики в учебно-воспитательном процессе, принимает меры по устранению причин нарушения педагогической этики.

2)   Заместитель директора по воспитательной работе:

-  осуществляет деятельность на основе  типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц, утвержденных Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338;

-     осуществляет планирование и контроль деятельности старших вожатых, воспитателей групп продленного дня (ГПД), классных руководителей и педагогов дополнительного образования физкультурно-оздоровительного и художественно-эстетического цикла, в том числе в области профилактики суицида;

-     координирует работу по созданию необходимой методической документации по воспитательной работе, по подготовке и проведению культурно-воспитательных мероприятий жизнеутверждающей направленности;

-     осуществляет систематический контроль за качеством содержания и проведения воспитательного процесса, проводимого педагогическими работниками (классными руководителями), в том числе по профилактике суицида;

-     организует контроль за индивидуальной воспитательной работой с детьми  девиантного поведения;

-     координирует взаимодействие представителей администрации, служб и подразделений учебного заведения, обеспечивающих взаимодействие с представителями общественности и правоохранительных органов, родителями и родительским комитетом организации образования.

- осуществляет деятельность на основе  типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц, утвержденных Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года №338;

-     разрабатывает комплекс психолого-педагогических мер по развитию личности учащихся через решение развивающих и воспитательных задач, затрагивающих мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу личности, а также сферу межличностных отношений и общения;

-     координирует и контролирует работу всех членов социально-психологической службы;

-     планирует и проводит родительские собрания и конференции по проблемным вопросам семейного воспитания;

-     анализирует работу социально-психологической службы школы.

3)   Классные руководители

- осуществляют деятельность на основе  типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц, утвержденных Приказом Министра образования и наук Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338;

-     проводят реализацию воспитательных задач жизнеутверждающей направленности  с учетом особенностей классного коллектива;

-     способствует формированию общей культуры личности обучающегося и их социализации через проведение классных часов и мероприятий жизнеутверждающей направленности;

-     осуществляет индивидуальную работу с родителями или лицами, их заменяющими в случае попыток суицида (завершенного суицида) совместно с представителями социально-психологической службы;

-     расширяет знания о ситуации, в которой находится ребенок;

-     осуществляет постоянный контроль за посещаемостью и успеваемостью ребенка;

-     посещает по месту жительства семьи учащихся;

-     выявляет учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, и направляет запрос    

       в школьную  социально-психологическую службу.

 -    составляет социальный паспорт класса;

 

 

 

 

 

4)        Школьный педагог-психолог

   - осуществляет деятельность на основе  типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц, утвержденных Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338;

-     составляет социальный паспорт  школы;

-     совместно с классными руководителями посещает семьи учащихся по месту жительства;

-     выявляет категории учащихся группы повышенного риска (многодетные, малообеспеченные, неблагополучные семьи, дети, проживающие отдельно от родителей, семьи и дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию);

-     организует и координирует совместную работу с организациями и учреждениями по поддержке семьи и детства;

-     удовлетворяет запросы по консультированию, возникающие в ходе учебно-воспитательного процесса, оказанию помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

-     оказывает подростку социальную поддержку с помощью семьи, школы, друзей и т.д.

- осуществляет деятельность на основе  Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц, утвержденных Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338;

 1) по отношению к ребенку:

-     проводит диагностические процедуры по выявлению группы риска с помощью специализированных методик;

-     проводит работу по снятию негативных эмоций;

-     помогает разобраться в чувствах и отношениях ребенка с окружающими, стимулирует при необходимости потребности в замене «значимых других» (референтных лиц и групп);

-     обучает навыкам и умениям самоконтроля, преодоления стресса, поиска поддержки, ее восприятия и оказания;

-     при необходимости включает ребенка в группу социально-психологического тренинга;

-     организует психокоррекционные занятия по повышению  самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии, по смене пассивной стратегии избегания

на активные жизненные стратегии.

2) по отношению к педагогам и родителям:

-     информирует их о сущности суицида, особенностях суицидального поведения и предсуицидального синдрома, их проявлениях;

-     помогает овладеть мерами по профилактике и коррекции суицидального поведения;

-     стимулирует у педагогов развитие умений и навыков преодолевающего поведения, продуктивного межличностного взаимодействия;

-     способствует развитию эмпатии, повышению самооценки изменению педагогических установок;

-     удовлетворяет запросы по психологическому консультированию, возникающие в ходе учебно-воспитательного процесса.

5)   Медицинский работник

-     выделяет учащихся, требующих внимания педагогов, родителей, учащихся по состоянию здоровья.

6)   Учащиеся

- обращаются за помощью к родителям, педагогам, классному руководителю, педагогу-психологу школы в неблагоприятных жизненных ситуациях.

7)   Родители

-     проводят профилактику депрессивных состояний у ребенка;

-     наблюдают за развитием ребенка;

-     создают условия для комфортного проживания;

-     обеспечивают  атмосферу доверительного общения с ребенком, использование конструктивных способов общения в конфликтных и трудных жизненных ситуациях; 

-     организуют и контролируют соблюдение ребенком режима дня.

При необходимости обращаются за консультацией к соответствующим специалистам.

 

7.    Зоны контроля со стороны субъектов воспитательного процесса по профилактике суицидального поведения среди  детей  и          подростков:

1.  Со стороны  администрации  школы:

-  удовлетворенность  и  качество  педагогической деятельности   классных руководителей, их 

включенность в  жизнь каждого   ребенка;

- удовлетворенность в  качестве  педагогической деятельности   учителей - предметников, их стиль, включенность в предметную    деятельность каждого ученика, характер оценочной деятельности;

-  контроль  за  всеми формами организованной преступности в   школах  (наркотики, вымогательства, издевательства, бойкоты и др.); 

-  морально-психологический климат в педагогическом коллективе  (отношение к учителям проецируется на отношение к ученику,   безразличие к учителю рождает безразличие к ученику), атмосфера  взаимопомощи, поддержки,  культура педагогического труда, атмосфера    включенности  педагогов  в  жизнь ребенка;

-  внутренняя  открытая образовательно-воспитательная среда   школы (работающие спортзалы, библиотеки, кружки, бассейны и т.д.)

  2. Со стороны педагога-психолога:

-    психологическое благополучие в семье и состояние взаимоотношений ребенка с матерью: доверие и любовь (в зону риска попадают дети и подростки, утратившие, прежде всего, искреннюю любовь матери);

-     психологическое благополучие  в  отношениях с классным руководителем и другими педагогами, ведущими занятия (доверие и педагогический такт, в зону риска могут попасть дети и подростки,  находящиеся у всех педагогов в «изгоях»);

-   уровень успешности ребенка в учебной деятельности и переживание ребенком своей успешности и неуспешности (в зону риска могут попасть как хронически неуспешные, так и хронически успешные ученики);

-    характер  отношений со сверстниками: социометрический статус, референтные группы, их направленность и др. (в зону риска попадают  хронические и временные «изгои»,

потерявшие  контакты и поддержку со стороны сверстников);

- особенности личности и специфика эмоционального реагирования  подростка на жизненные трудности: жизнеспособность, акцентуация характера, эмоциональные состояния, готовность к принятию помощи, депрессивность и др.

  3. Со стороны  классного руководителя:

-  уровень  доверия  и уважение  подростков к классному руководителю, уровень готовности к доверительным  отношениям;

- структура семьи, характер взаимоотношений с матерью, материальное благополучие в семье, уровень доходов и выделяемые расходы на содержание ребенка, переживание ребенком своего материального благополучия или неблагополучия;

- анализ семейного воспитания, проблемы формирования характера и личности, доверительность отношений, характер переживаний родителями успешности или  неуспешности ребенка в учебной деятельности;

- морально-психологический климат в классном коллективе, лидеры и их направленность, изгои и их  морально-психологические состояния, референтные группы и их направленность;

- уровень успешности ребенка в учебной деятельности и отношение ребенка к  ней, контроль за  «взлетами» и «падениями», причины  и  отношение подростка к неудачам.

  4. Со стороны  родителей:

-  контроль  морально-психологического состояния,  уравновешенности,  прогноз  качества расходования денежных средств, осторожность  в получении  необоснованных кредитов,

поддержание ресурсности;

-  характер отношения к ребенку (ребенок – «цель» или «средство»);

-  характер оказываемой помощи в ситуациях затруднения;

- контроль морально-психологического состояния  у детей,  их переживания, интимные мысли, уровень доверительности;

- характер потребностного воспитания, отношение  к  потребностям, вещам, отношение к деньгам, переживание фрустрации  в  удовлетворении  потребностей, влияние референтной группы на  отношение к вещам;

-  случаи неуравновешенности, замкнутости, побегов из дома;

-  референтная группа ребенка, возможная  включенность  в  асоциальные  группировки,  характер  влияния  Интернета,  возможные  бойкоты,  подверженность вымогательству, физическому насилию  и моральному унижению.

Просмотров: 817


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст