«Ақмола облысы білім басқармасының  Жарқайың ауданы бойынша білім бөлімі Гастелло ауылының жалпы орта білім беретін мектебі» КММ
КГУ «Общеобразовательная школа села Гастелло отдела образования по Жаркаинскому району управления образования Акмолинской области»

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Открытый урок Условное наклонение глагола. Изменение глаголов в условном наклонении.

21.04.2017

Открытый урок 6 класс

Тема: Условное наклонение глагола. Изменение глаголов в условном наклонении.

SMART -цель:  учащиеся продемонстрируют понимание значения условного наклонения глагола; объяснят значение и образование  условного  наклонения  глагола;

смогут находить в тексте глаголы в форме условного наклонения и использовать их в письменной и устной речи;

смогут анализировать, сравнивать, обобщать знания об изъявительном и условном наклонениях через выполнение заданий творческого характера;

смогут проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Критерии успеха:

Знать, как образуются глаголы в условном наклонении

Уметь находить в тексте глаголы в условном наклонении

Образовывать глаголы в условном наклонении

Использовать в речи глаголы в условном наклонении

Оборудование: раздаточный материал, иллюстрации.

Ход урока

1.      Организационный момент.

Цель: вызвать интерес, добиться взаимопонимания и доверия

Создаёт эмоциональный настрой на урок

- Приветствую всех любителей и знатоков русского языка. Ребята, а среди вас есть  такие?

Круг радости(пожелания)

Рада видеть всех гостей, которым предстоит сегодня стать свидетелями открытия тайны.

Ребята, а вы хотите сегодня на уроке открыть для себя ещё одну тайну нашего богатого  языка?
Тогда вперёд.
Откройте тетради, запишите число и вид работы.

2. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

1. Блиц-опрос.

-       

Если утверждение правильное, поставьте знак «+», если неправильное - «-».

1)   Наклонение - это постоянный морфологический признак глагола.

2)      С помощью наклонения выражается, как соотносятся действие и действительность.

3) Глаголы имеют два наклонения.

4)       Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальные действия, которые происходили, происходят или произойдут.

5)       

Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по време­нам.

Самопроверка: - + - + + .

 2. Работа с сигнальными карточками

Вот мы и у светофора, но у этого светофора всего два цвета: зеленый и красный.

Зеленый пропускает глаголы I спряжения, красный – глаголы II спряжения.

Предлагаю вам исполнить роль светофора. Но для этого вам необходимо вспомнить, когда пишется -е, а когда -и в личных окончаниях глаголов.

Итак, если пишется -е (Iспряжение) – красная карточка, -и (II спряжение) – зеленая.

Ходим по городу, ездим на автобусе, автобус отправляется, держит курс, пересекает улицу, грохочет грузовик, уезжает пустой, тянется колонна машин.

Некоторые правила мы усвоили.

3. Интрига.

В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором благоухали чудесные цветы,

дарили прохладу волшебные деревья и радовали глаз зелёные газоны. Что ни день - старичок в своём саду сажает, поливает и окучивает. Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который

исцелил бы всех больных и обрадовал бы всех печальных…

1. Что происходит на самом деле?

2.Что произошло бы, если бы садовник умел творить чудеса?

Проживал, выращивал; сажает, поливает, окучивает…

Умел бы,вырастил бы, исцелил бы…

действия

были (есть) на самом деле

на самом

деле этих действий нет.

4. Движение темы.

1. …Попробуем представить, что произошло бы, если бы к нам в руки вдруг попало волшебное стекло и мы взглянули

бы сквозь него на мир?

Наверное, всё, как в сказке, мгновенно бы преобразилось. Мы не узнали бы знакомых с детства мест - так сказочно прекрасны они бы стали; вокруг появилась бы масса интересных вещей, которые мы прежде как-то не замечали, словно они нарочно прятались от нас;

краски стали бы яркими, праздничными…

Много чудесного можно было бы увидеть сквозь волшебное стекло.

  • На самом ли деле происходит то, что автор предлагает нам увидеть через волшебное стекло?
  • При каком условии мы можем это всё увидеть?

Действие, которое может произойти только при определённых условиях, обозначает глагол в форме условного наклонения.

2. Объявление темы урока, цели и критериев успешности ( с уч-ся)

(этому должны научиться)

3. Задание классу.

1) Выпишите из 2 абзаца глаголы в условном наклонении вместе с тем словом, с которым они согласуются.

Всё бы преобразилось, мы не узнали бы, они бы стали, появилась бы масса вещей.

5. Исследовательская беседа.

Цель:

установить осознанность восприятия образования  формы условного наклонения,

наблюдать за глаголами  в форме условного наклонения в поэтическом тексте,

использовать глагольные формы в речи

Работа с учебником (самостоятельное изучение материала)

Составление постера.

Что обозначает глагол в условном наклонении?

Как изменяется глагол в условном наклонении?

Изменяется ли глагол в условном наклонении по временам? Почему?

Как  образуется форма условного наклонения глагола?

Как пишется частица бы (б) с глаголами?

6. Закрепление знаний

Цель: организовать деятельность детей по применению новых знаний

1. Называется глагол неопределенной формы, его нужно образовать в условное наклонение. (Выполняется устно).

•        Принести – принесли БЫ

•        Сделать – сделали БЫ

•        Долететь – долетел БЫ

•        Приходить – приходил БЫ

•        Думать – думал БЫ

 

2. Работа с раздаточным материалом.

Мартышка

в зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой;

“Смотри-ка, - говорит: - кум милый мой!

Что это там за рожа?

Какие у неё ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на неё хоть чуточку была похожа…”

Отрывок из басни И.А.Крылова

“Зеркало и обезьяна”

- Выпишите глаголы, которые обозначают действия реальные, происходящие на самом деле (сейчас, в прошлом)

(“толк” - употребляется в разговорной речи со значением прош. вр.)

- Выпишите глаголы, которые, обозначают действия, возможные при определённых условиях.

- Определите наклонение, время глагола.

 Почему глагол в форме условного наклонения не обозначает времени действия?

(обозначает действие возможное, но не реальное)

3. Работа над развитием речи.

Использование глаголов условного наклонения в речи.

Задание:

1. Устраните ошибки в употреблении глаголов условного наклонения (устно).

А). Если бы я был садоводом, я вырастил для северных районов морозоустойчивые сорта яблонь и груш.

Б). Я сшил бы для дедушки мягкие, удобные туфли, и он ходил в них, не уставая.

-Что мы делаем?

4. Работа с иллюстрациями.

А). При каком условии могло бы произойти действие, о котором рассказывает рисунок?

Б). Составьте сложные предложения с союзом если, употребив глаголы в условном наклонении.

5. “Заветное желание”

А). На каждом лепестке ученик пишет “заветное” желание

1 вариант. Если бы я был президентом…

2 вариант. Если бы у меня было много денег…

3 вариант. Если бы я был волшебником….

 

Б). Анализ написанных желаний:

  • для себя
  • для родных и близких;
  • для школы
  • для всех людей.

VII.

Подведение итогов урока.

VIII. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему: “Если б не учился я в первой средней школе…”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист самооценки

________________________________________________

Задание

Балл

1

Блиц-опрос

 

2

Определить спряжение глагола (сигнальные карточки)

 

3

Выписать глаголы в  условном

наклонении

 

4

Исследовательская беседа (составление постера)

 

5

Образовать условное наклонение глагола от н.ф. глагола

 

6

Устранение ошибок в использовании глаголов в условном наклонении

 

7

Составление предложений по картинкам

 

 

 

 

 

 

 

Утверждение

Правильное: знак «+», если неправильное - «-».

1

Наклонение

- это постоянный морфологический признак глагола.

 

 

2

С

помощью наклонения выражается, как соотносятся действие и действительность.

 

 

3

Глаголы имеют два наклонения.

 

 

4

Глаголы

в изъявительном наклонении обозначают реальные действия, которые происходили,

происходят или произойдут.

 

 

5

Глаголы

в изъявительном наклонении изменяются по време­нам.

 

 

 

Лист самооценки

________________________________________________

Задание

Балл

1

Блиц-опрос

5 (4,3,2,1)

2

Определить спряжение глагола (сигнальные карточки)

8

3

Выписать глаголы в  условном

наклонении

4

4

Исследовательская беседа (составление постера)

1

5

Образовать условное наклонение глагола от н.ф. глагола

1

6

Устранение ошибок в использовании глаголов в условном наклонении

1

7

Составление предложений по картинкам

2

 

Критерии оценивания за урок:

20-22 балла – «5»

15-19 баллов – «4»

10 – 14 баллов – «3»

Менее 10 баллов – «2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 845


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст