Открытый урок 6 класс
Тема: Условное наклонение глагола. Изменение глаголов в условном наклонении.
SMART -цель: учащиеся продемонстрируют понимание значения условного наклонения глагола; объяснят значение и образование условного наклонения глагола;
смогут находить в тексте глаголы в форме условного наклонения и использовать их в письменной и устной речи;
смогут анализировать, сравнивать, обобщать знания об изъявительном и условном наклонениях через выполнение заданий творческого характера;
смогут проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Критерии успеха:
Знать, как образуются глаголы в условном наклонении
Уметь находить в тексте глаголы в условном наклонении
Образовывать глаголы в условном наклонении
Использовать в речи глаголы в условном наклонении
Оборудование: раздаточный материал, иллюстрации.
Ход урока
1. Организационный момент.
Цель: вызвать интерес, добиться взаимопонимания и доверия
Создаёт эмоциональный настрой на урок
- Приветствую всех любителей и знатоков русского языка. Ребята, а среди вас есть такие?
Круг радости(пожелания)
Рада видеть всех гостей, которым предстоит сегодня стать свидетелями открытия тайны.
Ребята, а вы хотите сегодня на уроке открыть для себя ещё одну тайну нашего богатого языка?
Тогда вперёд.
Откройте тетради, запишите число и вид работы.
2. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
1. Блиц-опрос.
-
Если утверждение правильное, поставьте знак «+», если неправильное - «-».
1) Наклонение - это постоянный морфологический признак глагола.
2) С помощью наклонения выражается, как соотносятся действие и действительность.
3) Глаголы имеют два наклонения.
4) Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальные действия, которые происходили, происходят или произойдут.
5)
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам.
Самопроверка: - + - + + .
2. Работа с сигнальными карточками
Вот мы и у светофора, но у этого светофора всего два цвета: зеленый и красный.
Зеленый пропускает глаголы I спряжения, красный – глаголы II спряжения.
Предлагаю вам исполнить роль светофора. Но для этого вам необходимо вспомнить, когда пишется -е, а когда -и в личных окончаниях глаголов.
Итак, если пишется -е (Iспряжение) – красная карточка, -и (II спряжение) – зеленая.
Ходим по городу, ездим на автобусе, автобус отправляется, держит курс, пересекает улицу, грохочет грузовик, уезжает пустой, тянется колонна машин.
Некоторые правила мы усвоили.
3. Интрига.
В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором благоухали чудесные цветы,
дарили прохладу волшебные деревья и радовали глаз зелёные газоны. Что ни день - старичок в своём саду сажает, поливает и окучивает. Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который
исцелил бы всех больных и обрадовал бы всех печальных…
1. Что происходит на самом деле? |
2.Что произошло бы, если бы садовник умел творить чудеса? |
Проживал, выращивал; сажает, поливает, окучивает… |
Умел бы,вырастил бы, исцелил бы… |
|
|
действия были (есть) на самом деле |
на самом деле этих действий нет. |
4. Движение темы.
1. …Попробуем представить, что произошло бы, если бы к нам в руки вдруг попало волшебное стекло и мы взглянули
бы сквозь него на мир?
Наверное, всё, как в сказке, мгновенно бы преобразилось. Мы не узнали бы знакомых с детства мест - так сказочно прекрасны они бы стали; вокруг появилась бы масса интересных вещей, которые мы прежде как-то не замечали, словно они нарочно прятались от нас;
краски стали бы яркими, праздничными…
Много чудесного можно было бы увидеть сквозь волшебное стекло.
Действие, которое может произойти только при определённых условиях, обозначает глагол в форме условного наклонения.
2. Объявление темы урока, цели и критериев успешности ( с уч-ся)
(этому должны научиться)
3. Задание классу.
1) Выпишите из 2 абзаца глаголы в условном наклонении вместе с тем словом, с которым они согласуются.
Всё бы преобразилось, мы не узнали бы, они бы стали, появилась бы масса вещей.
5. Исследовательская беседа.
Цель:
установить осознанность восприятия образования формы условного наклонения,
наблюдать за глаголами в форме условного наклонения в поэтическом тексте,
использовать глагольные формы в речи
Работа с учебником (самостоятельное изучение материала)
Составление постера.
Что обозначает глагол в условном наклонении?
Как изменяется глагол в условном наклонении?
Изменяется ли глагол в условном наклонении по временам? Почему?
Как образуется форма условного наклонения глагола?
Как пишется частица бы (б) с глаголами?
6. Закрепление знаний
Цель: организовать деятельность детей по применению новых знаний
1. Называется глагол неопределенной формы, его нужно образовать в условное наклонение. (Выполняется устно).
• Принести – принесли БЫ
• Сделать – сделали БЫ
• Долететь – долетел БЫ
• Приходить – приходил БЫ
• Думать – думал БЫ
2. Работа с раздаточным материалом.
|
- Выпишите глаголы, которые обозначают действия реальные, происходящие на самом деле (сейчас, в прошлом)
(“толк” - употребляется в разговорной речи со значением прош. вр.)
- Выпишите глаголы, которые, обозначают действия, возможные при определённых условиях.
- Определите наклонение, время глагола.
Почему глагол в форме условного наклонения не обозначает времени действия?
(обозначает действие возможное, но не реальное)
3. Работа над развитием речи.
Использование глаголов условного наклонения в речи.
Задание:
1. Устраните ошибки в употреблении глаголов условного наклонения (устно).
А). Если бы я был садоводом, я вырастил для северных районов морозоустойчивые сорта яблонь и груш.
Б). Я сшил бы для дедушки мягкие, удобные туфли, и он ходил в них, не уставая.
-Что мы делаем?
4. Работа с иллюстрациями.
А). При каком условии могло бы произойти действие, о котором рассказывает рисунок?
Б). Составьте сложные предложения с союзом если, употребив глаголы в условном наклонении.
5. “Заветное желание”
А). На каждом лепестке ученик пишет “заветное” желание
1 вариант. Если бы я был президентом…
2 вариант. Если бы у меня было много денег…
3 вариант. Если бы я был волшебником….
Б). Анализ написанных желаний:
VII.
Подведение итогов урока.
VIII. Домашнее задание.
Написать сочинение на тему: “Если б не учился я в первой средней школе…”
Лист самооценки
________________________________________________
№ |
Задание |
Балл |
1 |
Блиц-опрос |
|
2 |
Определить спряжение глагола (сигнальные карточки) |
|
3 |
Выписать глаголы в условном наклонении |
|
4 |
Исследовательская беседа (составление постера) |
|
5 |
Образовать условное наклонение глагола от н.ф. глагола |
|
6 |
Устранение ошибок в использовании глаголов в условном наклонении |
|
7 |
Составление предложений по картинкам |
|
№ |
Утверждение |
Правильное: знак «+», если неправильное - «-». |
1 |
Наклонение - это постоянный морфологический признак глагола.
|
|
2 |
С помощью наклонения выражается, как соотносятся действие и действительность.
|
|
3 |
Глаголы имеют два наклонения.
|
|
4 |
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальные действия, которые происходили, происходят или произойдут.
|
|
5 |
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. |
|
Лист самооценки
________________________________________________
№ |
Задание |
Балл |
1 |
Блиц-опрос |
5 (4,3,2,1) |
2 |
Определить спряжение глагола (сигнальные карточки) |
8 |
3 |
Выписать глаголы в условном наклонении |
4 |
4 |
Исследовательская беседа (составление постера) |
1 |
5 |
Образовать условное наклонение глагола от н.ф. глагола |
1 |
6 |
Устранение ошибок в использовании глаголов в условном наклонении |
1 |
7 |
Составление предложений по картинкам |
2 |
Критерии оценивания за урок:
20-22 балла – «5»
15-19 баллов – «4»
10 – 14 баллов – «3»
Менее 10 баллов – «2»