«Ақмола облысы білім басқармасының  Жарқайың ауданы бойынша білім бөлімі Гастелло ауылының жалпы орта білім беретін мектебі» КММ
КГУ «Общеобразовательная школа села Гастелло отдела образования по Жаркаинскому району управления образования Акмолинской области»

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Предупреждение неуспеваемости учащихся начальных классов

20.02.2018

Предупреждение неуспеваемости учащихся начальных классов

 

Значение причин неуспеваемости учащихся помогает учителю устранить некоторые из них уже при подготовке к уроку. Предупредить отставание учеников несравненно проще, чем бороться потом с пробелами в их знаниях.

  Характерные причины неуспеваемости:

1) внутренние, субъективные, исходящие в основном от самого ученика

2) внешние, объективные, в основном не зависящие от ученика.

         Одна из наиболее распространенных внутренних причин неуспеваемости – недостаточное развитие у школьников мышления и других познавательных процессов, неготовность этих детей к напряженному труду в процессе обучения.

         Другая субъективная причина, из – за которой не успевают некоторые наши ученики - низкий уровень навыков учебного труда школьников. Так, если условно поделить всех отстающих на систематически и эпизодически не успевающих, то окажется, что для каждого второго не успевающего  ученика именно отсутствие необходимых навыков учебного труда, неорганизованность и является главной причиной двоек.

    Другая распространенная причина неуспеваемости – нежелание ученика учиться из–за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения. Нежелание учиться может возникнуть из-за разных поводов. Все они сводятся в основном к трудностям учения. Например, ученик не умеет, не может заставить себя заниматься. Иногда нежелание учиться порождается объективной трудностью предмета для ученика.

    Встречаются иногда и такие учащиеся, для которых учение потеряло почти всякий смысл. Именно из этой категории появляются те, кого называют «трудными». Но и эта объективно самая трудная категория не успевающих небезнадежна. Если учитель в работе с такими учениками идет в «лобовую атаку»: ругает и стыдит при всем классе, часто вызывает родителей, которые его наказывают, то результаты бывают минимальными. Гораздо эффективнее привлекать таких ребят для различной помощи в предметном кабинете, вовлекать их во внеурочную работу.

Объективной причиной неуспеваемости считают отсутствие у школьников способностей к данному предмету. Среди них есть и старательные, трудолюбивые, успешно занимающиеся по многим предметам, но не успевающие, например, по математике.  Таким ученикам бессмысленно     постоянно ставить плохие оценки. Они и без запугивания или наказания двойкой много работают. Для  таких учеников целесообразна строго индивидуальная поэтапная программа, предусматривающая посильную, постепенно усложняющуюся работу, чтобы подвести их к обычным требованиям.

Для некоторых неуспевающих основная причина трудностей в учении- слабое здоровье. Такие ученики быстро утомляются и плохо воспринимают учебный материал.

   

Распространенной причиной устойчивой неуспеваемости является недисциплинированность отдельных учеников. Их число колеблется в широких пределах в зависимости от возраста. Опыт работы с такими учениками показывает, что если найти посильную и интересную работу как на уроке, так и вне его, то постепенно исправляются.

     К числу субъективных причин неуспеваемости относят и иногда встречающуюся личную неприязнь ученика  к учителю. Стойкая нелюбовь, неуважение к учителю сильно мешают мобилизации усилий ученика, порождает неуспеваемость. Жизненный опыт и педагогический долг должны помочь учителю найти подход к таким ученикам.

    Рассмотрим объективные причины неуспеваемости. Среди них самая распространенная - некачественная работа учителя-предметника из-за плохого знания предмета и методики его преподавания. Часто учитель знает свой предмет, достаточно владеет методикой обучения, но не умеет организовать деятельность учащихся на уроке. Это неумение также является причиной неуспеваемости, не зависящей от учеников.

  Причиной неуспеваемости иногда бывает неблагополучная семья.К  сожалению, пока ещё встречаются семьи, где \ нет нормальных условий для работы ученика, его отдыха. Хорошие результаты в предупреждении неуспеваемости \ по такой причине даёт добрая, без назойливости забота об ученике на уроке, привлечение его к разнообразной внеклассной работе – создание таких условий ,которые в известной степени компенсировали бы недостатки воспитания.

  

Неуспеваемость может быть связана с проблемой «улицы» Отдых ,игры на свежем воздухе , конечно , необходимы. Однако часто соблазнов так много , а контроля родителей и прилежания учащихся так мало, что не очень радивые ученики большую часть времени после школы проводят в компании с уличными приятелями.

  Перечень действий учителя , составляющих в своей совокупности систему в работе с неуспевающими:

·       Изучить возможные причины неуспеваемости отстающих и в меру сил нейтрализовать их

·       Вместе с учениками спланировать режим дня , учить детей навыкам самостоятельной работы , войти в тесный контакт с родителями, обучать родителей навыкам систематической помощи своему ребёнку.

·       Создавать ситуации успеха отстающим школьникам.

·       Обучать учащихся системе работы с текстом учебника, выполнения домашних заданий.

·       Проводить дополнительное инструктирование отстающих учеников о каждом новом этапе учебной деятельности в школе и дома.

·       Организовать постоянный контроль  за учебной работой отстающих учеников

·       Активно привлекать детей в систему внеурочной работы по своему предмету.

·       Организовывать систематические дополнительные занятия для слабоуспевающих учеников, индивидуализировать работу с ними.

·       Найти оптимальное сочетание помощи отстающим со стороны хорошо и отлично успевающих учеников и индивидуальной работой учителя.

·       Индивидуализировать домашние задания с максимальным учётом возможностей ученика и его наклонностей. Работа с неуспевающими – составная часть борьбы за всесторонне развитого человека.

 

Просмотров: 336


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст