Классный час "Птицы – наши друзья"
Цель: Расширять знания о птицах. Закреплять знания о птицах зимующих в наших краях и перелетных. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход мероприятия
Учитель: Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о том, что должно быть нам дорого, чего мы не должны забывать, что мы должны хранить. Это наша Земля, природа, нас окружающая. 22 апреля отмечается Международный День Земли.
Сознание этого праздника разбудила трагедия, которая произошла в 1969 году - возле курортного городка Санта-Барабара, из скважины разлились миллионы тонн нефти. Смертоносная плёнка
нефти, убивающая всё живое, накрыла огромные пространства пляжа и океанских вод. Тогда миллионы тонн нефти, вылившейся из скважин, погубили множество пеликанов, журавлей, уток, морских львов, других животных, погибли гектары растительности, была отравлена вода. Люди решили посвятить один день в году защите нашей бедствующей планеты.
С тех пор ведущую роль в праздновании стали играть охрана окружающей среды, экологическое образование и экопросвещение. Появилось и новое название - День Земли. Через несколько лет
праздник стал всемирным.
Но в апреле есть еще один день, который тоже посвящен природе. Наша планета удивительна и многообразна. Но сегодня нам хотелось бы вам рассказать…. Впрочем, о чем мы хотим рассказать вы
угадайте:
Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла, Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится? Угадали? Это:(птица).
И это не случайно. Ежегодно весной 1 апреля весь мир отмечает Международный день птиц. В этот день в 1906 г. Была подписана Конвенция об охране птиц. С 1924г. День птиц отмечается в нашей стране. В этот день мы вспоминаем о наших друзьях и помощниках.
На Земле примерно 9000 видов птиц. Птицы очень различаются по внешнему виду.
Самая крупная из современных птиц - африканский страус, его рост 2,7 м., а вес 70 - 90 кг. А самая маленькая птица - колибри - размером не больше шмеля.
Птицы - единственные животные с перьями. За это их называют пернатыми. Они являются одним из самых больших классов позвоночных животных.
Птицы вьют гнёзда и выводят птенцов из яиц. Гнездо представляет собой очень сложное и искусное сооружение.
Птицы живут в открытом море, в арктической зоне, в тропиках и даже в пустынях
Какие птицы бывают? Домашние, перелетные, неперелетные. Неперелетные делаться на две группы: осёдлые, кочующие..
Есть домашние птицы, которых человек разводит для питания - куры, утки, индейки. Есть декоративные птицы - голуби, попугаи, канарейки, которых люди держат в доме.
Птицы - теплокровные животные, у большинства из них температура тела около 40 градусов. Для поддержания высокой температуры тела птицам требуется много энергии, которую они получают
исключительно из пищи.
Перелётные. Одни летят стаями, другие косяком, третьи – клином. Куда улетают птицы?
АФРИКА -ласточки, стрижи, жаворонки
ЕГИПЕТ -утки, цапли
ФРАНЦИЯ -скворцы
Перелётные птицы.
Угадайте, что за птичка – темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка)
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти (журавль)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это ?…(соловей)
Он прилетает каждый год
Туда, где птичий домик ждет. (скворец)
В лесу одна смешная птица
весь день поет :
«Ку – ку! Ку –ку!»
Никак не может научиться
петь, как петух: «Ку – ка – ре – ку!».(кукушка)
Неперелётные птицы.
Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлымикрыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят,
плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Воробей.
Почему его так назвали? Воробьи очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и
истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название говорит об этом: «Вора бей!» - кричали крестьяне, когда видели, как воробей уничтожает их посевы.
Головка у этой птицы в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко – желтая. Синицы - очень подвижные птицы, перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.
У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела - черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Стук)
Это дятел работает, древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личинок из – под коры и даже из глубины дерева достает. У него очень длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, он липкий. С
твердыми зазубринами. Им дятел и достает насекомых. Поэтому и называют его «лесным доктором».
Крупная птица, с большими глазами, серым оперением, клюв крючком.
Бесшумный полёт, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенная реакция – качества, за которые в народе сов прозвали пернатыми кошками.
Качающие птицы- они осенью перелетают ближе к жилью человека.
Поползень, синица,
Осёдлые птицы- это те птицы, которые постоянно рядом с нами. Воробьи, голуби, софа,
Нелетающие птицы- пингвин, страус.
Первые вестники весны –грачи.
А какую пользу приносят птицы людям? За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит и сам и от этого совсем не растолстеет, так как очень много тратит энергии на поиски пищи, построение
гнезда и уход за птенцами.
А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей - вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2 - 3 кг зерна, а суслик - до 16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.
Сегодня мы не будем говорить об экзотических птицах из далёких стран. Мы расскажем вам о тех пернатых, которые живут в наших лесах, парках и садах. И вы убедитесь, что за необычным не надо ехать за тридевять земель, чудеса живут рядом с нами, надо только захотеть их увидеть.
Дети читают стихотворение про птиц.
Отгадайте загадки.
В деревне есть часы такие, не мертвые, а живые. Ходят без
завода. Они птичьего рода. (петух)
Мальчишка в сером армячишке. По дворам шныряет, крохи подбирает. По полям ночует, коноплю ворует
( воробей)
Красные лапки, длинная шея. Щиплет за пятки, беги без оглядки.
Какие птицы живут в нашем краю. Сова, гусь, утка, курица, ворона, дятел, грач, скворец, воробей, голубь, кукушка, сорока, журавли.
Ребята, вам домашние задание было написать сочинение на тему: « Птицы наши друзья».
Кто приготовил расскажите. Почему ты написал сочинение про эту птицу?( ответы детей)
Найди группу перелётных птиц?
1. Ласточка, соловей,
кукушка, скворец.
2.Дятел, журавль,
кукушка, скворец.
3. Синица, соловей,
ласточка, зимородок.
4.Ворона, воробей,
зимородок, синица.
1группа перелётные птицы.
Найди группу зимующих птиц?
1. Ласточка, соловей,
кукушка, скворец.
2.Дятел, журавль,
кукушка, скворец.
3. Синица, соловей,
ласточка, зимородок.
4.Ворона, воробей,
зимородок, синица.
4группа неперелётные птицы.
Игра: Летает не летает. Надо махать руками если птица. Если не птица стоять.
Ворона, стол, парта, ворона, голубь, ручка, тетрадь, аист, пингвин.
Дети а чем питаются зимой птицы.( ответы детей)
Стихотворение про птиц.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Для того чтобы птицы зимой не остались без корма мы должны приготовить кармашки.
Расставь картинки по последовательности.
Дети а следующие задание. Нужно озвучить птицу. Перед вами лежат картонки с названием птиц.
Петух, кукушка, цыпленок, ворона, курица, дятел, утка.
А теперь прослушаем какие звуки они произносят в природе.
Работа по карточке.
Допиши букву которой не хватает.
С..р..ка, в..р..на, в..р..бей, к..р..ца, п..пуг..й, л..ст..чка, п..вл..н, г..сь, л..б..дь, гр..ч.
Сорока,ворона, воробей, курица, попугай, ласточка, павлин, гусь, лебедь, грач.
Рефлексия.
Соберите рисунки птиц на 2 группы. 1 группа перелётные , 2 неперелётные. И сделайте коллаж из этих птиц.
Нарисуй птицу которая тебе понравилась больше всего.
Итог: О чём мы говорили с вами? Дети понравился ли вам классный час? Что было самым интересным?