АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по теме «Решение текстовых задач с помощью формул»
Составитель: Юхимчук Инна Ивановна, учитель начальных классов
Год разработки данной программы: 2022 год
Акмолинская область Жаркаинский район
КГУ «Общеобразовательная школа села Гастелло»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ формативных заданий «РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ ФОРМУЛ»
Составитель: Юхимчук Инна Ивановна
Класс 4
Количество заданий: всего 36
в 1 четверти – 6
во 2 четверти – 14
в 3 четверти – 11
в 4 четверти - 5
Пояснительная записка
Данная программа предназначена в помощь учителям начальных классов в организации критериального (формативного) оценивания учащихся 4 класса на уроке.
Программа данных заданий «Решение текстовых задач с помощью формул» составлена на основе учебника по математике 4 класса авторов А.Б. Акпаевой, Л.А. Лебедевой, М.Ж. Мынжасаровой, Т.В.Лихобабенко. Издательство «Алматыкітап Баспасы», 2019г.
Задания подобраны по темам, представленным в учебнике.
Программа состоит из 36 формативных заданий, которые оцениваются в 10 баллов. Данные задания предназначены для работы с учащимися 4 классов с целью повышения интереса к изучению предмета, эффективности обучения их математике, расширение и углубление теоретических и практических знаний, предусматривает подготовку учащихся к прохождению МОДО. Содержание данных заданий предполагает научить учащихся подбирать правильно выученные наизусть формулы и тренироваться в их применении, формирует качественное решение задач и математическую зоркость. Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Четвероклассники могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении суммативных заданий по математике, а в дальнейшем и заданий МОДО. Данная технология работы с формулами пригодится им в среднем и старшем звене. Данные задания помогут научить ученика технике работы с тестовыми задачами, где краткая запись записывается в виде таблицы или схемы. Предложенная группа задач входит в учебную программу 4 класса «Решение текстовых задач», состоит из следующих тем «Задачи на нахождение стоимости товара», «Задачи на нахождение расхода материала», «Задачи на нахождение производительности труда», «Задачи на нахождение массы предмета», «Задачи на встречное движение», «Задачи на движение в противоположных направлениях», «Задачи на движение вдогонку», «Задачи на движение с отставанием», «Задачи на урожайность». Данная работа по применению формул при решении задач потребует от учащихся умственных усилий, хорошей памяти, развитого внимания, воспитания таких качеств, как активность, творческая инициатива, умений познавательного труда. В процессе изучения данной программы будут использованы приемы индивидуальной, парной и групповой деятельности для осуществления самооценки, взаимоконтроля.
Цели и задачи обучения:
Цели:
Задачи:
умение преодолевать неуверенность при решении задач.
Тематическое распределение формативных заданий на уроках математики в в 4 классе.
Виды задач |
|
|
4 класс |
||
Формативные задания с текстовыми задачами в 1 четверти |
6 |
|
Формативные задания с текстовыми задачами во 2 четверти |
14 |
|
Формативные задания с текстовыми задачами в 3 четверти |
11 |
|
Формативные задания с текстовыми задачами в 4 четверти |
5 |
|
Итого |
36 |
|
Содержание формативных заданий по математике
4 класс
Раздел |
Номер урока |
Тема урока |
Номер задачи |
Кол-во заданий |
Текстовые задачи на нахождение стоимости (Цена, количество, стоимость) |
Часть 1, Урок 9 |
Рубль.(Р). Операции с валютами |
№ 6 стр 61
|
1 |
Часть 1, Урок 20 |
Умножение и деление многозначных чисел |
№ 5 стр 79 |
1 |
|
Часть 2, Урок 67 |
Пропорциональное деление |
№ 2 стр 94 |
1 |
|
Часть 2, Урок 69 |
Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям |
№ 3 стр 102 |
1 |
|
Часть 3 , Урок 84 |
Графики |
№ 6 (а) стр 18 |
1 |
|
Решение задач на нахождение массы предметов (Масса одного предмета, количество, общая масса предметов) |
Часть 1, урок 24 |
Деление с остатком на 10, 100, 1000 |
№ 4 стр 93 |
1 |
Решение задач на движение (Скорость, время, расстояние) |
Часть 1, Урок 29 |
Задачи на движение |
№ 3 стр 109
|
1 |
Часть 1, Урок 30 |
Задачи на движение |
№ 2 стр111
|
1 |
|
Часть 1, Урок 31 |
Переместительное и сочетательное свойства объединения и пересечения множеств |
№ 8 стр 116
|
1 |
|
Часть 1, Урок 32 |
Закрепление и обобщение |
№ 5 стр 119 |
1 |
|
Часть 1,Урок 33 |
Закрепление и обобщение изученного |
№ 2 стр 121
|
1 |
|
Часть 2, Урок 43 |
Письменное умножение многозначных чисел, оканчивающихся нолями. |
№ 5(а) стр 16
|
1 |
|
Часть 2, Урок 44 |
Письменное деление многозначных чисел, оканчивающихся нолями |
№ 6(а) стр 19 |
1 |
|
Часть 3, Урок 81 |
Решение задач на зависимость между величинами |
№ 2 стр 6 |
1 |
|
Часть 3, Урок 82 |
Урожайность |
№ 3 стр 9 |
1 |
|
Часть 4, Урок 156 |
Построение углов |
№ 6 (б) стр 100 |
1 |
|
Решение задач на встречное движение |
Часть 2, Урок 73 |
Встречное движение |
№ 3 стр 119 |
1 |
|
Часть 2, Урок 76 |
Задачи на движение в противоположных направлениях |
№ 2 стр 128 |
1 |
Часть 3, Урок 142 |
Обобщение |
№ 3 (б) стр 47 |
1 |
|
Часть 4, Урок 162 |
Развёртки |
№ 4 стр 120 |
1 |
|
Решение задач на движение в противоположных направлениях |
Часть 2, Урок 74 |
Задачи на движение в противоположных направлениях |
№ 5 стр 123 |
1 |
|
Часть 4, Урок 163 |
Последовательности |
№ 5 (б) стр 123 |
1 |
Решение задач на движение вдогонку |
Часть 3, Урок 88 |
Решение задач на движение вдогонку. Графики движения. |
№ 3 стр 29 |
1 |
Часть 3, Урок 92 |
Сравнение задач на движение с отставанием и вдогонку |
№ 3 стр 44 |
1 |
|
Часть 4, Урок 158 |
Площадь комбинированных фигур |
№ 6 (а) стр 106 |
1 |
|
Решение задач на движение с отставанием |
Часть 3, Урок 89 |
Движение с отставанием |
№ 6 стр 34 |
1 |
|
Часть 3, Урок 111 |
Сложение и вычитание дробей |
№ 7 (б) стр 105 |
1 |
Часть 3, Урок 116 |
Задачи на нахождение целого по его части |
№ 3 (б) стр 120 |
1 |
|
Часть 3, Урок 119 |
Обобщение |
№ 7 стр 129 |
1 |
|
Решение задач на расход материала |
Часть 2, урок 41 |
Умножение и деление числа на произведение |
№ 6 (в) стр 9 |
1 |
Часть 2, урок 70 |
Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. |
№ 4 стр 107 |
1 |
|
Решение задач на производительность |
Часть 2, Урок 63 |
Производительность |
№ 4 стр 82 |
1 |
Часть 2, Урок 64 |
Производительность. Совместная работа |
№ 3 (б) стр 86 |
1 |
|
Часть 2, Урок 65 |
Совместная работа |
№ 8 (а) стр 90 |
1 |
|
Часть 2, Урок 66 |
Задачи на пропорциональное деление |
№ 4 (б) стр 92 |
1 |
|
Часть 2, Урок 78 |
Проверь себя |
№ 2 стр 136 |
1 |
|
Задачи на урожайность |
Часть 3, Урок 97 |
Логические задачи |
№ 7 (г) стр 61 |
1 |
|
Часть 3, Урок 105 |
Проверь себя |
№ 2 стр 84 |
1 |
Итого |
|
|
|
36 заданий |
Требования к подготовке учащихся
В ходе изучения данной программы учащиеся
должны знать:
должны уметь:
Практическая значимость моей работы состоит в разработке формативных заданий, используемых для критериального оценивания учащихся на уроках математики.
Вывод:
Не для кого ни секрет, что ученики часто испытывают страх и неуверенность при решении задач. Для того, чтобы сделать урок математики более интересным, эффективным и успешным, я применяю формативные задания для решения задач с помощью формул, которые помогают найти правильное и быстрое решение задачи. Ученики быстро и с интересом выполняют задания, приобретают новые знания, умения и навыки, закрепляют знания формул и учатся правильно их применять. Наблюдая за работой детей, я сделала выводы, что такая работа развивает у детей самостоятельность, математическую зоркость, память, мышление.
При выполнении самостоятельной работы ученик повторяет изученные формулы, правильно заполняет краткую запись в виде таблицы и чертежа, подбирает формулы к предложенному условию задачи и с лёгкостью решает задачи в одно и несколько действий. В конце каждого задания он может посмотреть баллы, и увидеть сколько процентов работы он выполнил верно, и к чему ему надо стремиться. Данную работу можно проводить в парах и группах, применяя взаимопроверку и проверку. Задания становятся для них понятными, доступными. У учащихся наблюдается повышенный интерес и стремление к отличным результатам.
Анализируя предметы анкетирования «Мой любимый предмет» наблюдается повышенный интерес к математике, 86 % учащихся указали на предмет «Математика», на вопрос «Что вам помогает при решении задач?», все учащиеся ответили - формулы.
Повышенный интерес к предмету можно наблюдать и в участии учащихся в республиканских, районных конкурсах и олимпиадах по математике, где они получают призовые места.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы